Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенно¬сти их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется при¬вычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблаго¬приятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психо¬логического здоровья.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60 адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллек¬тиву, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, ак¬тивное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно 30 требуется больше времени для при¬выкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требова¬ние учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встре¬чаются трудности и в усвоении учебных программ.
И, наконец, в каждом классе есть примерно 14 % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болез¬ненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хо¬тят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ве¬дут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.
Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре не¬дели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это вре¬мя не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации. |