Как-то совсем незаметно и очень быстро компьютеры проникли в наши гостиные, спальни, а иногда даже на кухне можно встретить компьютер в соседстве с телевизором.
Если же пока в комнате вашего ребенка компьютер не завелся, то не¬далек тот час, когда он станет таким же объектом горячего детского жела¬ния, как велосипед и ролики, и противостоять этому желанию будет до¬вольно сложно. Да и стоит ли?
Сегодня компьютеры настолько глубоко вросли в нашу повседнев¬ность, что современному ребенку можно только позавидовать: ему не нужно перестраиваться. Он уже растет в среде, в которой компьютер - такая же привычная и обыденная вещь, как электрическое освещение, автомобили, телевизоры или сотовые телефоны. Для родителей же компьютер может стать головной болью, ведь он не так уж безопасен, как может показаться на первый взгляд. И не потому, что излучает что-то жуткое (подобные страсти-мордасти тут ни при чем, нормальные современные модели ничем по¬добным не грозят). Главная опасность компьютера (как, впрочем, и досто¬инство) в его бесконечной увлекательности. При этом не то что дети, но и многие взрослые совершенно забывают об элементарных правилах, которые следует соблюдать, чтобы не навредить своему здоровью: не испортить гла¬за, не искривить позвоночник и т.д. Поэтому, покупая компьютер полезный, незаменимый, замечательный, поистине необходимый ребенку инструмент, надо понимать, что на наши плечи ложится ответственность за правильное взаимодействие ребенка и машины. Мы постараемся дать вам несколько по¬лезных рекомендаций.
В каком возрасте стоит покупать ребенку
персональный ком¬пьютер?
Понятно, что малышу, который еще не пошел в школу, будет вполне достаточно 15-минутного общения в день с родительским компьютером. А вот 7-8-летний школьник уже вполне может прийти к вам с прямым требо¬ванием: «Хочу!» Он будет прав! Этого не стоит пугаться: если у вас есть та¬кая возможность и вы чувствуете, что ребенок уже достаточно взрослый, покупайте. В этом возрасте дети активно постигают мир, и тут компьютер может помочь в развитии определенных навыков. Психологи, к примеру, отмечают, что работа на компьютере развивает навык концентрации внима¬ния. Правда, как обычно, от пользы до вреда - один шаг: умеренное пребы¬вание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное -ухудшает. Поэтому очень важно, сколько времени ребенок проводит за ком¬пьютером.
Сколько времени можно позволять ребенку сидеть
за компью¬тером?
В этом вопросе вы должны проявить настойчивость и непреклонность, как при дозировке лекарств. Ребенок до 6 лет не должен проводить за ком-
пьютером более 10-15 минут - и то не каждый день. Для детей в возрасте 7-8 лет ограничение составляет 30-40 минут в день. В 9-11 лет можно по¬зволять сидеть за компьютером не более часа-полутора.
Как правильно обустроить компьютерное место?
Важно, чтобы на монитор (обязательно жидкокристаллический!) не попадал прямой солнечный свет и не падали блики от лампы. Лучше распо¬ложить его в углу или так, чтобы задняя поверхность упиралась в стену. Но при этом не забывайте о том, что компьютерное место должно быть хорошо освещено. И почаще проветривайте комнату маленького компьютерщика.
Как правильно сидеть за компьютером?
Не забудьте о том, что за компьютером будет сидеть ребенок, а не взрослый, поэтому размеры компьютерных стола и стула должны соответст¬вовать его росту. Проследите, чтобы он ровно держал спину, не клал ногу на ногу, не слишком перегибал запястье, не задирал голову. Добиться удоб¬ной посадки можно, подставив под ноги подставку. Экран должен быть рас¬положен так, чтобы по отношению к центру дисплея взгляд падал немного сверху вниз под углом 10-20 градусов. Проверьте, ровно ли стоит монитор, не приходится ли ребенку поворачиваться к нему. Лучше всего расположить монитор на таком расстоянии, чтобы ребенок мог коснуться его кончиками пальцев вытянутой руки.
Как обезопасить драгоценные глаза ребенка?
Самая большая нагрузка приходится на глаза сидящего за компьюте¬ром. Поэтому очень важно обезопасить глаза ребенка от переутомления. Кроме выполнения специальной гимнастики позаботьтесь и о том, чтобы, глядя в монитор, детские глаза не страдали от слишком ярких цветов эк¬ранной картинки. Не поленитесь «поиграть» с настройками монитора: отре¬гулируйте яркость и контрастность так, чтобы лично вам было максимально комфортно. Если у вас не жидкокристаллический монитор, то ОБЯЗАТЕЛЬНО проследите за тем, чтобы частота обновления экрана была максимальной (не менее 85, а в идеале - 100 и более герц). Но все-таки, еще раз советуем установить ребенку именно жидкокристаллический монитор, т.к. он считает¬ся более безопасным.
Гимнастика для глаз
Не поворачивая головы (голова прямо), делайте медленные круговые движения глазами вверх - вправо - вниз - влево и в обратную сторону. За¬тем посмотрите вдаль на счет 1-6. Повторите 4-5 раз.
Голову держите прямо. Поморгайте, не напрягая мышцы глаз, считая до 10. Не поворачивая головы, с закрытыми глазами посмотрите направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднимите глаза вверх на счет 1-4, опустите вниз на счет 1-4 и переведите взгляд прямо на счет 1-6. Повторяйте упражнение 4-5 раз.
Посмотрите на кончик носа на счет 1-4, а потом переведите взгляд вдаль на счет 1-6. Повторите 4-5 раз.
Проследите глазами за рукой, медленно опуская, а затем медленно поднимая ее на расстоянии 40-50 см от глаз. Повторите 10-12 раз, меняя руки.
Закройте глаза. Подушечками трех пальцев каждой руки легко надав¬ливайте на верхние веки по 2-3 секунды. Затем просто посидите с закрыты¬ми глазами еще 2-3 секунды. Повторите 3-4 раза.
На счет 1-4 закройте глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-6 широко раскройте глаза и посмотрите вдаль. Повторите 4-5 раз.
Поставьте большой палец правой руки перед глазами посередине на расстоянии 25-30 см от глаз. Посмотрите на него двумя глазами 3-5 секун¬ды, правым глазом (закрыть левый) 3-5 секунды, снова двумя, левым гла¬зом (закрыть правый) и опять двумя глазами по 3-5 секунды. Затем смените руку. Повторите цикл 2-3 раза.
Как выбрать компьютер для ребенка?
Родители часто совершают распространенную ошибку, приходят в ма¬газин и говорят: «Дайте нам компьютер подешевле, нам для ребенка». Если у такого подхода и есть какой-то положительный результат, то только один: общение ребенка с компьютером никогда не вызовет у вас опасений типа «А не слишком ли он долго за ним сидит?» Чадо действительно не будет про¬сиживать за дешевым компьютером дни и ночи - просто не сможет. От пло¬хого монитора у него будут слезиться и сильно уставать глаза, а медлитель¬ность агрегата при работе с современными программами ничего, кроме раз¬дражения, не вызовет. Для этого ли вы экономили? И стоило ли вообще та¬кой компьютер покупать?
Постарайтесь понять, для каких задач требуется компьютер
Задайте себе вопрос: «Для чего, собственно, я покупаю этот компью¬тер?» Абсолютно все современные обучающие программы, офисные прило¬жения и тем более Интернет отнюдь не требуют от компьютера выдающихся характеристик в плане производительности и скорости работы. Однако, зная это, мы ведь не будем лишать ребенка удовольствия слушать музыку, смот¬реть на компьютере видео, осваивать более сложные и поэтому требовательные к ресурсам программы и время от времени играть в компьютерные игры? Если все в меру, то ничто не повредит.
Не гонитесь за последним словом техники
Откроем вам тайну: в последнее время прогресс в компьютерных тех¬нологиях в значительной степени стимулируется ничем иным, как... индуст¬рией компьютерных игр. Стоит понимать, что самые последние, к примеру, видеокарты стоимостью по $400-500 нужны только для улучшения картинки в самых последних играх. Чем тратить деньги на все самое-самое, лучше обойтись средней, по современным меркам, конфигурацией, но зато позабо¬титься о том, чтобы компьютер был собран из качественных, фирменных комплектующих. В этом случае стабильность его работы еще не раз пораду¬ет и вас, и вашего ребенка.
Отнеситесь внимательно к «начинке» системного блока. Конечно, вам не нужно срочно становиться специалистом по компьютерам, лучше найти хорошо разбирающегося знакомого. Однако в любом случае хотя бы в об¬щих чертах представлять, из чего состоит компьютер, полезно, да и знако¬мому будет легче объяснить, что вам нужно.
Итак, вам достаточно пред¬ставлять, что в компьютере есть: а) процессор, который отвечает за произ¬водительность компьютера (как быстро он будет реагировать на щелчки мыши); б) оперативная память, объем которой тоже влияет на скорость ра¬боты; в) жесткий диск (или по-другому - винчестер), на котором хранится вся информация (документы, музыка, кино, программы); г) видеокарта, от которой зависит качество картинки на экране монитора; д) привод СО/0\Ю, помогающий компьютеру читать и записывать диски. |