Дети седьмого года жизни способны осознавать свое положение в об¬ществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим людям, вла¬деют умениями общаться. Они умеют сопереживать, сочувствовать, помо¬гать, знают и выполняют основные правила этического поведения и взаи¬модействия в игре и быту.
Первоклассники способны управлять своим поведением, знают грани¬цы дозволенного, выполняют требования взрослого. Они с интересом участ¬вуют в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой). Дети хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке.
Дети этого возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Уровень развития мыслительной деятельности обеспе¬чивает возможность школьного обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно- и действенно-образное мышление, создаются пред¬посылки для формирования логической формы мышления.
Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произно¬сить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому ана¬лизу слов.
На достаточно высоком уровне развития у большинства детей нахо¬дится зрительно-пространственное восприятие. Они способны характеризо¬вать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, над-под, на, за, сверху-снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста различают геометриче¬ские фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира; способны к классификации фигур по форме, размеру, цвету; различают и выделяют бу¬квы и цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.
Развитие зрительно-моторных координации позволяет детям 6 лет ко¬ординировать свои движения. Дети могут срисовывать простые геометриче¬ские фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюде¬нием размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.
Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить, что это отно¬сится к однотипной деятельности. Например, ребенок может активно зани¬маться только чтением (письмом, беседой и т.п.) не более 10-12 минут.
Особенности памяти таковы: ребенок не может одновременно воспри¬нимать более двух объектов. У него преобладает непроизвольное запомина¬ние, в то же время он способен и к произвольным действиям памяти. |