Занятие в 3-м классе по теме
«Меры пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях»
Цели занятия:
познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "чрезвычайными", с действиями при чрезвычайных ситуациях;
развивать умение находить решение в сложных ситуациях;
сформировать представление о том, как выглядит опасность и почему она возникает;
закрепить теоретические и практические знания и навыки поведения в опасной для жизни
ситуации;
развивать способы умственных действий, кругозор детей;
воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность;
воспитывать высшие моральные качества: стремление считаться с общественным мнением,
требовательность к себе и товарищам, ответственность перед обществом.
Тип занятия: изучение и первичное, закрепление новых знаний и способов деятельности.
Оборудование:
презентация, тесты для учеников, карточки, тексты для чтения, телефонная трубка для игры (можно сделать из бумаги).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Тему нашего занятия вы сформулируете сами, отгадав следующие загадки:
Серое сукно тянется в окно,
Вьется, взвивается,
В небо устремляется (дым)
Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего,
И все любят меня и все губят меня (огонь)
В бумажном домике проживают гномики,
Уж такие добряки – раздают всем огоньки (спички)
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри. Не жди, не стой,
А залей его… (водой)
Тема нашего занятия «Меры пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях» Слайд 1.
2. Новая тема.
Слайд 2.
Объясните, пожалуйста, что обозначают слова «чрезвычайная ситуация»?
Какие опасности можно отнести к чрезвычайным?
Слайд 3.
- В нашем правительстве есть специальное министерство, которое так и называется — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий (МЧС России). Именно оно руководит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда. Кроме этого, в Калининграде создана специальная городская служба спасения, которая приходит на помощь в опасных ситуациях. Например, в квартире за захлопнувшейся дверью остался маленький ребёнок, а на кухне включена газовая плита. Или кто-то провалился в открытый канализационный люк, или машина упала с моста в реку...
Опасные ситуации складываются для каждого индивидуально, и ты не можешь предвидеть, в каком конкретном виде она когда-нибудь встретится. В опасную минуту тебе самому придется принимать решение, основанное на знаниях, полученных в школе.
Этот значок - часть эмблемы МЧС. Ее называют «Звезда надежды».
Но сегодня мы будем говорить о ситуациях, произошедших по вине человека и самой опасной из них – пожаре.
4. Чтение текста с остановками.
Учитель читает текст о пожарах:
Текст 1: С незапамятных времен огонь был спутником человека, верно служил ему. И сегодня без огня не обойтись: он с нами в праздники и будни, он согревает и кормит нас. Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения, несметные сокровища, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадил никого и ничего. Сталкиваются две силы - человек и огонь. Пожар не случайность, а результат легкомыслия и беспечности".
Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное - уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом и даже город. В прежние времена пожар не один раз уничтожал Москву.
1 остановка:
- Что может стать причиной пожара? (Молния, возгорание от солнечных лучей, игра с огнём, электроприборы.)
- Где могут возникнуть пожары? (В природе, в городе.)
- В Калининградской области больше половины пожаров произошли в жилых помещениях. Лучшей защитой от пожара является знание и соблюдение правил пожарной безопасности.
Смысловая стадия.Работа с текстом:
- Почему возникают пожары?
Чтение текста детьми.
Текст 2: Раньше Москва была застроена деревянными домами, а дерево - сгораемый материал. Теперь дома каменные.
Каменные только стены, а все остальное отлично горит. Мебель, обои, книги, одежда, пол...
2 остановка:
-Какие предметы в помещении легко воспламеняются?
Текст 3: Нельзя баловаться спичками - это не игрушка, а главная причина пожара. Зажигалки - тоже одна из причин пожара. Оставленный включенным утюг, обогреватель, неисправная гирлянда тоже могут стать причиной пожара. Не выключенный газ - тоже причина пожара.
3 остановка:
- А что опаснее всего?
Текст 4: И спички с зажигалками, и утюги с обогревателями, и включенный газ - всё опасно. Но!
Спички сами не зажигаются, зажигалки не зажигаются, а газ не включается. Самая главная причина пожара - это сами люди. А лучшая защита от пожара - знание и соблюдение пожарной безопасности.
- Назовите причины пожара.
Дети называют причины пожара, а учитель показывает слайды: Слайд 4.
- неисправность электрических приборов;
- забывчивость (забыл выключить);
- искра (печь, камин);
- легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол);
спички (игры со спичками);
- керосин, бензин, газ - самые главные виновники пожаров — люди.
Составим правила пожарной безопасности. Слайд 5.
1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками.
2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы. Не суши бельё над плитой.
3. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).
3. Физминутка.
А сейчас разминка-шутка. Я буду задавать вопросы, а вы все вместе должны ответить: “Это я, это я, это все мои друзья”. Но будьте внимательны.
1. Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
2. Кто из вас, завидев дым, говорит: “Пожар! Горим!”
3. Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
4. Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по 04?
5. Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
6. А признайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит с огнем?
4. Анализ ситуации.
- А сейчас послушайте историю, которая произошла с Незнайкой. Слайд 6.
- Однажды Незнайку пригласили в гости. Он готовился очень тщательно: достал новый костюм, почистил ботинки. На следующее утро, когда Незнайка проснулся, он увидел, что проспал. Что тут началось! Незнайка в спешке съел бутерброд, выпил чай. Быстро натянул пиджачок, а он -мятый, Незнайка включил утюг и стал гладить. Заканчивал он, когда часы пробили 11-00. Незнайка быстро оделся и выскочил на улицу. А утюг так и остался на столе включенный...
- Как вы думаете, что случилось дальше?
- Хорошо, что Знайка был дома и увидел, что из окна дома его соседа валит дым. Он подбежал к телефону и набрал номер... 01
- Что это за номер?
- Пожарники быстро приехали и затушили огонь.
Вспомните, из-за чего может возникнуть пожар?
- Все верно.
Ребята, Незнайка подготовил для вас стихотворение, про волшебный номер телефона 01.
Этот номер -01.
Знает каждый гражданин
Если в дом придет беда —
Позвони скорей туда.
Если, нету телефона,
Позови людей с балкона.
5. Практическое применение знаний.
Работа по карточкам.
- А если пожар все-таки возник? Какие правила поведения нужно знать и соблюдать?
- Ваша задача продолжить правила поведения при пожаре.
Вам дается начатое правило на карточке, которое необходимо закончить.
1 карточка. Если огонь небольшой..........., (можно попробовать сразу же затушить его, набросив,
например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.)
2 карточка. Если огонь сразу не погас.........., (немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону «О 1» или попроси об этом соседей.)
3 карточка. Если не можешь убежать из горящей квартиры............, (сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.)
4 карточка. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься............., (опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.)
Запомнить и взрослым необходимо:
Чаше в пожарах гибнут от дыма.
5 карточка. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Почему?.....(Он может отключиться, и ты задохнешься.)
Дополнение правил учителем.
6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.
6. Игра “Вызов по телефону пожарной команды"
Задача каждого суметь грамотно сообщить о пожаре. Ученик “звонит” по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:
1. называет адрес, где горит;
2. свой номер телефона;
3. свою фамилию;
4. на каком этаже горит;
5. как лучше подъехать к дому.
7. Обобщение и систематизация знаний.
Тест.
1. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?
а) убежать;
б) закричать, позвать на помощь;
в) вызвать пожарников по телефону 01.
2. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?
а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;
б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
в) не обращать внимания - ведь горит не в твоей квартире,
3. Для чего прибивают железный лист на полу возле печки?
а) для сохранения тепла;
б) для поддержания чистоты;
в) чтобы угольки не попадали на пол и не вызвали пожара.
4. Почему пожарных называют борцами огненного фронта?
а) умеют быстро разжечь костер;
б) умеют быстро потушить огонь;
в) знают много игр с огнем,
Ответы: 1в, 2б, 3в, 4б
8. Релаксация.
Скажите “да” или “нет”
Я знаю, как пользоваться телефоном.
Я знаю, как позвонить в пожарную часть.
Я знаю свой адрес.
Я никогда не наберу 01 ради баловства или шутки.
Итак, я за вас спокойна. Вы знаете, как поступить. На этом наш урок закончен. Спасибо за сотрудничество!
Используемые материалы:
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
2. http://kmspb.narod.ru/posobie/tehnol.htm
3. http://www.mchs.gov.ru/
4. ru.wikipedia.org
5. www.maskarad.org
6. Материалы журнала педсовет
Скачать Презентацию к занятию |